К ИСТОРИИ СЕЛА ФАУСТОВА

Начало исторической жизни Фаустова теряется в прошлом Московского края. Московский край, как о том свидетельствует археологические раскопки курганов и городищ, <каналов> рек и местностей, - был первоначально населен финским племенем Меря или Неря1. Когда южные кочевые народы половцы, печенеги, а главным образом татары стали теснить славянские племена, жившие первоначально по Днепру и его притокам, в особенности после нашествия татар и разорения южной Руси в 13 веке славянские племена двинулись на север, в лесные недоступные татарам места. Переселение совершалось почти исключительно по рекам, других дорог тогда почти не существовало, и переселенцы осаживались по берегам, где были подходящие условия для жизни.

Здесь переселенцы славяне встречались с мерянами, поселения которых так же располагались по берегам рек. Вобщем нужно сказать, что эти встречи были мирны: местность была богата всем, необходимым для жизни, - финское население немногочисленно, памяти о каких либо кровавых столкновениях предание не сохранило. Меряне постепенно сливались с славянами, подчиняясь им как более сильным, принимая их веру и язык, образуя новую великорусскую народность крестьян, отличающийся по языку и по внешности от южнорусской славянской.

Было ли мерянское поселение на месте теперешняго Фаустово определенно сказать нельзя, но предполагать должно. Высокий берег, река, лес, луга должны были бы привлечь внимание славянских переселенцев, и на Фаустовской горе должен был бы возникнуть первый храм этой местности. То обстоятельство, что древнейшей церковью является Космо Дамианская дает основание предполагать, что на месте Фаустова было поселение мерян, и славяне переселенцы не могли занять его.

То обстоятельство, что Космо Дамианская церковь была на “погосте”, дает основание полагать, что первоначальное население славян было незначительно, разъеденено, жило небольшими отдельными поселками и лишь в праздники, б. м. на лодках по реке Москве и впадавшим в нее речкам теперь ручейкам, собиралось в свою церковь. Район прихода этой первой церкви простирался по течению реки Москвы от впадения в нее Торянки (?) около Бронниц, до впадения Нерской, где граничит с приходом другой очень древней церкви Николаевской на Нерской. Итак <первая частная> картина местности такова: река Москва с лесом по берегу, - теперяшняя <Хрантив> и Дубецкие была под лесом, - по берегу в лесу на пригорках, на полянках поселки мерян и славян, - среди же леса на берегу безымянной речки впадавшей в Москву чрез озеро, - маленькая деревянная церковка Космы и Дамиана. Так было до 17 века.

В 17 веке Москов. Государь Алексей Мих. строит монастырь пустынь Соловецкую с большими каменными церквами, наделяет его большими земельными угодьями. С открытием монастыря крестьяне вступают с ним в духовное и материальное общение, частично становятся в зависимость от монастыря, селясь на монастырской земле; образуются крестьяне монастырские, монастырская слободка, следы Фаустского языческого поселения относительно исчезают. Так продолжалось до 1774-76 года когда производилась секуляризация церковных имуществ. От монастыря были отобраны земли и крестьяне; земли впоследствии Екатериной II были розданы придворным Гр. Орлову, Ламздорфу и др., а крестьяне зачислены в разряд государственных; монастырь обращен в приход, к которому кроме слободки монастырской присоединили деревни Исаково от Николонерского прихода, Юрасово от КосмоДамианского и Юрово от МихаилоАрхангельского в <Загорнове>.

Откуда появилось самое название Фаустово, - сказать определенно нельзя, можно делать только вероятные предположения. <Подобные> названия Юрово, Юрасово, Исаково, Алешкино, Михалево, Ивановка, Петровское и т.п. указывают на первых поселенцев деревни, ея родоначальников. К числу таких же названий относится и Фаустово от имени Фавста, - ФAVCT, FAUST.

Очевидно некий Фавст со своей семьей поселился около монастыря со своей семьей, построил несколько избушек, землянок и получился поселок Фавста. Было бы интересно проследить с кем этот Фавст пришел, как увеличивался его род, но это, конечно невозможно. Исторические записи имеются только с 1812 года, когда в селе Фаустове было уже 15 (?) дворов:

1. Ивана Мурана

2. Ивана Любчика

3. Варфоломея

4. Павла

5. Ильи

6. Льва

7. Симона

8. Харитона

9. Феклы

10. Трухача

11. Кудрявого

12. Кобыленка

13. Туся

14. Чебурка

15. Мороза

В каком отношении эти лица были к Фавсту – сыновья ли, <зятья> ли, внучата, племянники, - сказать конечно, нельзя, но предполагать можно, что хотя бы ближайшие родственые потомки.

Возврат в начало